10 000 лет до н. э.

Если человек талантлив, то этот талант, как правило, может проявляться очень разнопланово. Вот только часто трудно избежать соблазна делать то, в чем ты один раз преуспел снова и снова. Ведь если один раз оценили, то оценят и еще раз. Иногда это однозначно к лучшему. Ведь от творения до творения мастерство оттачивается до невозможных высот. Тогда мы получаем, например, Джорджа Ромеро, который, не смотря на свой почтенный возраст, продолжает делать то, что когда то принесло ему славу – снимать фильмы о зомби. И фильмы становятся классикой, потому что каждая деталь уже выверена годами и тысячами метров пленки. В противовес Ромеро можно поставить, например, Роланда Эммериха. Начинал режиссер с несложных поделок на слегка фантастические темы, таких как «Луна 44», «Универсальный солдат», «Звездные врата». Но реальный успех и понимание своего предназначения пришло к Эммериху после достаточно успешного «Дня независимости», где на благодатную американскую землю нападали злобные пришельцы. После этого катаклизмы в исполнении Роланда так и посыпались на головы неискушенных зрителей. Непонятно откуда взявшаяся гигантская тварь рушила небоскребы в «Годзилле», непонятно почему начавшийся и неясно чем закончившийся день страшного суда пугал нас в «Послезавтра». Вот только художественная ценность всех этих картин была под большим вопросом. Но Эммерих на этом не остановился. На наши экраны выходит его новый фильм «10000 лет до Н.Э.».

В давние-давние времена, когда мамонты еще даже не ходили, а бегали по земле наших предков, не так много народу обитало на планете. И часто одно племя и понятия не имело, что за очередной горой есть еще люди. Не понятно злые или добрые, но однозначно другие. Однажды племя охотников на мамонтов подвергается нападению ужасных «четвероногих демонов», которые сжигают деревню, многих убивают, а наиболее молодых и сильных уводят в плен. Одна из пленниц – единственная девушка с голубыми глазами Эволет, любимая женщина воина Д’Леха, которому суждено было сыграть решающую роль в истории своего племени. Юноша видит, как уводят его суженую, но сделать ничего не может, силы противника слишком велики, и вступить с ними в бой означает неименуемую гибель. Дождавшись отхода врага, Д’Лех в сопровождении двух воинов и смелого мальчика отправляется вдогонку за злыми «демонами». В своем нелегком пути ему предстоит узнать много нового о других жителях планеты, встретиться с невиданными доселе животными и сразиться с более развитой нацией людей и их предводителем-полубогом. Он положит все на алтарь любви и станет первым героем в истории.

Такова завязка. Даже писать о ней особо не хотелось, так все банально и предсказуемо. Этот минус я полностью возлагаю на плечи Роланда Эммериха, который для написания сценария взял себе в помощники Харальда Клозера, человека, который всю свою жизнь писал музыку (на его счету десятки саундтреков к известным картинам, например, к тому же «Послезавтра»). Их дружеский союз породил настолько невнятное творение, что худшего и ожидать было нельзя. И я готов простить любые исторические несоответствия. Эммерих ведь не по учебнику снимал, поэтому и египетские пирамиды строятся 10000 лет до Н.Э., а не 8000 лет позже, как могли бы, и корабли, красуясь алыми парусами, рассекают волны Нила, и даже мамонты уже давно приручены и занимаются доставкой грузов для своих хозяев. Все это простительно. Но не скука всю середину фильма и не «непредсказуемый» слезливо-сопливый хэппи-энд (за который надо просто наказывать, и пожестче).

Посмотрим же на остальные составляющие фильма, ведь сюжет никогда не был сильной стороной картин Эммериха. Основной упор всегда делался на масштабности, грандиозности и визуальном совершенстве происходящего. С этими составляющими действительно намного лучше. Доисторические животные радуют глаз, борьба с ними заставляет сопереживать охотникам с несовершенным оружием, ну а величественная стройка пирамид просто впечатляет. Да, в визуальном плане вы не увидите тут никаких открытий, просто добротно сделанные спецэффекты (меня, например, сильно порадовало исполнение саблезубого тигра, которое на голову выше изображения его сородича из «Хроник Нарнии»). На фоне всего происходящего человек выглядит слишком незначительно. Вероятно, именно поэтому режиссер не пригласил в фильм ни одного звездного лица (кроме Омара Шарифа, конечно). Наибольшим достижением Стивена Стрейта была недавняя «[[Сделка с дьяволом]]», а симпатичное личико Камиллы Белль вы могли видеть в по-настоящему ужасном кино(-мусоре) «[[Когда звонит незнакомец]]». После этого фильма к актерам все также трудно добавить приставку «многообещающие». Пока просто не за что.

Резюме. Больших ожиданий широких масс фильм абсолютно не оправдал. Минусов значительно больше (когда вспоминаю финал – дрожь пробирает), чем плюсов. Много отсылок и штампов: «Апокалипсис», «Следопыт» и даже «Прогулки с динозаврами». Есть подозрение, что, несмотря на красивую картинку, фильм с трудом окупит себя в прокате и Роланд Эммерих все-таки подумает, в каком еще направлении можно применить его таланты. Для одного просмотра лента подойдет, но только в кинотеатре и только с пивом и попкорном.

Фильм о первом негероическом герое
Будет интересен любителям доисторических животных и слезливых историй любви

0