Игры дьявола

Редко, когда я смотрю фильмы, о которых ничего не знаю. Это часто отгораживает от просмотра полной ерунды и ширпотреба. Но иногда подобное случается. Сегодня опоздав на «[[Рэмбо IV]]» я стал перед выбором: покинуть кинотеатр «голодным» или посмотреть ленту Сидни Люмета «Игры дьявола». Наверное, мой выбор пал бы на первый вариант, если бы не одно «Но». Имя этому «Но» Филипп Сеймур Хоффман. Актер, которого я открыл для себя в недавней «[[Война Чарли Уилсона|Войне Чарли Уилсона]]». И не просто открыл, скорее поразился его таланту. Аргумент был веский, поэтому фильм был просмотрен. С удовольствием, должен Вам сказать.

Родные братья Энди и Хэнк попадают в одинаково сложную ситуацию. Причем если причины у них разные, то суть проблемы одна и та же – острая нехватка денег. У Энди очень сложные отношения с женой, которые усугубляются его пристрастием к тяжелым наркотикам. Единственный выход он видит в переезде в Рио, где в своих мечтах вместе с женой Эндрю начинает новую счастливую жизнь. Вот только денег на осуществление подобного явно не хватает. Хэнк задолжал своей бывшей жене алиментов уже за три месяца. При этом ему трудно выделить даже жалких 150 долларов на мероприятие своей дочери. Эти проблемы просто убиваю обоих братьев. И вот Энди приходит на ум спасительная идея. Почему бы не ограбить ювелирный магазин своих собственных родителей. Ведь он работал в нем и знает досконально все ньюансы. А чтоб не привлекать в это темное дело чужих людей легче всего взять в подельники собственного брата. Идея кажется идеальной, а дело стопроцентно успешным. Но как это часто бывает в реальной жизни – очень скоро какая-нибудь нелепость делает из «идеального» дела – сложное, запутанное и «неидеальное».

Сидни Люмет очень хорошо известен на западе, и как-то очень мало у нас. За свою долгую жизнь (а сейчас ему уже 83 года) режиссер снял больше пятидесяти фильмов. Из самых известных: «12 разгневанных мужчин», «Убийство в восточном экспрессе» и «Вердикт». Сложно понять, как в таком почтенном возрасте можно сохранять остроту ума и глаза, снимая сильные и грустные картины. Но Люмету это удается. Его «Игры дьявола» (как и всегда перевод хромает, и оригинальное название «Before the devil knows you’re dead» намного полнее передает замысел картины) заставляют зрителя уныло наблюдать за развернувшейся на экране семейной драмой. Эта картина абсолютно не веселит и не развлекает, она просто показывает, к чему могут привести необдуманные поступки, даже кажущиеся идеальными. Фильм тяжел для просмотра. Почти два часа наблюдать за человеческой трагедией, рассматривать ее со всех возможных углов и понимать, что все закончится плохо, а может и очень плохо – это занятие далеко не для всех зрителей. Об этом говорят небольшое количество копий для кинотеатров, а также скромные по сегодняшним меркам сборы в 7 миллионов долларов (по США). Хотя это достаточно закономерно. Сложно подобрать фильм, который бы менее подходил на роль блокбастера, чем «Игры дьявола». Он рассчитан на более узкую аудиторию, людей, которые любят жизненные картины Алехандро Гонсалеса Иньярриту и ему подобных.

Если смотреть на реакцию зрителей, то достаточно неоднозначный получился фильм. На выходе из кинотеатра каждый мог поставить ленте оценку, в результате 98% выставили фильму единицу из пяти, то есть наименьшую из возможных. И этих людей можно понять, они надеялись на все что угодно, но не на два часа тягучей драмы. Вот и имеем результат. Но те недостающие 2% (в которые, к сожалению или к счастью вхожу и я) с удовольствием поставили фильму пять баллов (очень условную оценку, конечно же). В первую очередь, за жизненную историю, а во вторую, за отличный кастинг и феноменальную игру актеров. Я окончательно утвердился, что Филипп Сеймур Хоффман отлично может справиться с ролью любой сложности. Актер, который одинаково правдоподобно перед камерой может смеяться, плакать, убивать или заниматься сексом (со своей, как бы это сказать, совсем не сексуальной фигурой) вызывает у меня огромное уважение. Думаю, что все три фильма («The Trial of the Chicago 7», «Doubt», «Synecdoche, New York»), которые выходят с ним в 2008 году обязательно попадут в мой список для обязательного просмотра. Порадовали также Итан Хоук и Мариса Томей. Последней вообще пришлось, на мой взгляд, несладко. Процентов 80 экранного времени актрисе пришлось провести полу- либо совсем обнаженной.

Резюме. Хорошая, но очень тяжелая драма. Немного тягучий фильм ничего бы не потерял, если бы был немного короче, но режиссеру виднее. Не советую смотреть фильм в кинотеатре. Шум пережевывания попкорна и редкие смешки абсолютно не содействуют получению правильных эмоций. И, главное, будьте готовы, что эмоции эти не будут положительными. Ваше хорошее настроение под угрозой. Не рискуйте, если не уверены, что это Вам нужно…

«May you have food and raiment, a soft pillow for your head; may you be 40 years in heaven, before the devil knows you’re dead» (труднопереводимый ирландский тост, давший идею для названия фильма)

Фильм напоминает – слово «идеально» в нашей реальной жизни неуместно
Будет интересен людям, уставшим от зрелищ и экшена, желающим подумать о жизни и немного погрустить
0