Как я провёл этим летом

Итак, произошло удивительное. Я посмотрел два российских фильма подряд. Мало того, два фильма о нелегкой жизни метеорологов за полярным кругом. Думаю шансы, что подобные картины выйдут практически вместе были минимальны, но это произошло. И теперь, хочешь того или нет, сравнения напрашиваются сами собой. Хотя «Как я провёл этим летом» и «Прячься!» ленты совершенно разные, посмотреть стоит обе. Хотя бы, чтобы решить для себя – чувствуется ли прогресс в отечественном кинопроизводстве.

Опытный метеоролог Сергей Витальевич и стажер Паша заканчивают несение своей вахты на далекой северной станции, где единственной ниточкой, связывающей их с внешним миром, является старая шипящая рация. Каждые несколько часов они снимают показания с древних приборов и передают данные на большую землю. Их работа размеренна и нетороплива. Для разнообразия можно лишь погулять по заброшенной станции ПВО, поискать немного забытого горючего да сплавать поудить рыбу. Но в одну из таких поездок Сергея за гостинцами своей семье его юный коллега получает радиограмму, которую должен передать своему начальнику. Но не осмеливается…

Думаю, у многих на слуху то, что «Как я провёл этим летом» стал триумфатором последнего Берлинского кинофестиваля. Серебряный Медведь за главные мужские роли, и плюс еще один за операторскую работу. Награды бесспорно достойные, но заслуженные ли? Давайте разберемся. Итак, актеров в фильме всего два (если не считать безликих голосов по рации). Сергей Пускепалис и Григорий Добрыгин. Первый уже сотрудничал с режиссером фильма, но не был замечен ни в одной серьезной картине. Второй отличился разве что ролью Димы Майкова, летающего на черной Волге под присмотром Тимура Бекмамбетова (кстати, Вы знали, что планируется еще две серии «Черной молнии»? Ужас). И вот в последней картине произошло то, что я люблю больше всего. Неприметные ранее актеры сыграли просто отменно. Абсолютно не вижу, за что их можно критиковать. Некая серость и банальность, за которую можно упрекнуть, прописана в сценарии, а переживания и чувства выглядят очень и очень правдоподобно. Так что «медведь» сто процентов заслуженный. Что касается визуализации, здесь тоже все на уровне. На нормальном среднем уровне российского кинематографа. Ничего гениального в длинных планах суровой природы я не заметил. Так что вторая награда на совести жюри.

Еще меня поражает, что многие сравнивают фильм Попогребского с работами Тарковского. Что в них общего, кроме построения картины с упором не на визуальное воплощение, а на внутренние переживания героев? Ну, так таких примеров сотни, и причем здесь Андрей Арсеньевич мне лично непонятно.

Резюме. Приятно было увидеть практически артхаусную картину, которая вышла на большие экраны. Радует, что последние три фильма российского производства, которые мне довелось посмотреть, понравились (а это комедия «О чем говорят мужчины», триллер-детектив «[[Прячься!]]» и «…этим летом»). Мне кажется, что если бы фильм был немного короче, то только выиграл бы от этого. А так с длинными кадрами все же переборщили, что местами навевало скуку. Но за попытку снять качественную драму создателям определенно нужно поставить «зачет» и в следующий раз выделить больше денег, чтобы можно было развернуть действие не только среди двух ветхих зданий полуразрушенной полярной станции.

Фильм о глупости, слабости и робости
Будет интересен всем любителям незрелищного кино со смыслом

P.S. Бедные иностранные прокатчики. Попробуй такое название перевести…

0