Морфий

Некоторые режиссеры не могут (или не умеют) оставлять людей равнодушными. Это их дар и проклятье одновременно, так как всегда найдутся те, кто назовет новое творение такого человека гениальным, но в то же время другие не заметят в ленте ничего выдающегося и выступят ярыми критиками того, что они часто не понимают или просто не хотят понять. Но, как правило, чем неоднозначнее фильм, тем он интереснее для подготовленного интересующегося зрителя. Примерами вышеописанных режиссеров для меня являются европеец Ларс фон Триер, американец Терри Гиллиам и россиянин Балабанов. Последний своим контрольным выстрелом «Груз 200» заставил многих плакать, бояться, ругать и ненавидеть себя, ног при этом думать. Думать о том, что было, о том, что существует сейчас, и о том, что врятли изменится в этом мире. Показывая в своих картинах жизнь с ее самой нелицеприятной стороны, Балабанов стал практически самым известным российским режиссером (Михалкова в расчет не берем, так как это немного другая весовая категория). Ну, если не самым известным, то самым скандальным это точно. Хорошо это или плохо непонятно, но менять направление приложения своих талантов в ближайшее время он явно не собирается, что и поспешил доказать в недавней экранизации классических рассказов Михаила Булгакова под названием «Морфий».

Молодой и не очень опытный доктор Михаил… приезжает в российскую глубинку с очень благородной целью — спасать жизни неграмотных селян. Но не сразу все идет гладко. Уже в первую ночь доктору не удается спасти своего первого пациента с подозрением на дифтерию. Нервно покуривая и обсуждая с верным фельдшером, к чему приведет такой неудачный старт карьеры, Миша получает укол профилактической сыворотки, который в последствии сыграет с ним злую шутку. Уже на утро аллергическая реакция на лекарство заставит медицинскую сестру вколоть доктору морфий. Это и будет его первый укол… Все последующее время будет потрачено на поиски новой дозы тонизирующего зелья. Попытки справиться с недугом самостоятельно, с помощью любящей сестры или городской клиники окажутся безрезультатными, ведь веры, что ты в любой момент можешь уменьшить дозу и «соскочить» для спасения недостаточно. И вот Михаил уже делает себе укол, сидя на могиле, под сводами церкви или в кинотеатре, где идет веселый фильм, который под смех солдат вот-вот закончится пугающей надписью «Конецъ»…

Изначально «Морфий» меня заинтересовал двумя вещами: именем режиссера и сценариста. Последним был Сергей Бодров мл., с которым мы попрощались еще в 2002 году. Человеком он был, бесспорно, талантливым, и, взявшись адаптировать произведение классика русской литературы, сделал это достойно. На экране разыгрывается печальная история уверенного в себе человека, который явно переоценил свои силы, попробовав морфий. Чувствуется, что уже после второго укола конец был неизбежным. Это читалось в его глазах, речах и даже озвучивалось подругой, которая, пытаясь понять Михаила, также вколола себе смертельное зелье. Пошла на это обдуманно, и однозначно понимая, что их ждет. К сценарию какие-то претензии предъявить достаточно сложно, хотя бы, потому что у его основ стоит Булгаков. Тем не менее, отмечу, что экранизации классических произведений никогда не вызывали у меня бешеного восторга. Не люблю классику, и все тут. Но такие фильмы мне пропускать трудно, так как можно упустить возможность увидеть действительно отличное кино. В этот раз результатом сотрудничества достаточно интересных людей стал не сильно глубокий фильм, на уже не раз поднятую тему наркотиков. Жаль, что уже давно были сняты «Реквием по мечте» и «На игле», которые «копают» значительно глубже, чем классик нашей литературы. Тем не менее, такой фильм-мнение однозначно имеет право на жизнь, все-таки это наш взгляд…

С первых минут Леонид Бичевин показался мне абсолютно неподходящим на главную (и далеко не самую простую) роль, но со временем это впечатление изменилось. Наверное, вот такой вот ничем непримечательный персонаж и должен показывать легкость, с которой каждый может шагнуть в заманчивую пропасть недолгого удовольствия. Ингеборга Дапкунайте во всех фильмах смотрится на одном (каком-то среднем) уровне. Трудно сказать, хорошо это или плохо, но «Морфий» своим присутствием она явно не испортила. Как всегда порадовал Андрей Панин. Чем больше смотрю на этого актера, тем больше верю, что ему любая роль по плечу.

Отдельно хочется сказать о музыке начала двадцатого века, которой фильм практически пропитан. Возможно, она и подходит для «Морфия» идеально, но мне слух все равно резала.

Резюме. Классическое произведение, снятое через призму брутального взгляда скандального режиссера. Новых истин фильм не открывает, пищи для размышлений особо не дает. При этом выглядит достаточно цельно и органично. Советовать его кому-то не рискну, так как манера режиссера максимально «жизненно» снять все нюансы больничной жизни понравятся немногим. Решайте сами, смотреть Вам это кино или нет.

Фильм о стремительном падении в бездну
Будет интересен любителям стиля Балабанова

0