Небо над Берлином

Я редко смотрю старые фильмы. Времена меняются, меняются и вкусы. То, что тогда считалось интересным, может оставить сегодняшнего зрителя абсолютно равнодушным. Но есть вечные темы, которые были и будут всегда. И также есть вечные фильмы, на которые время не оказывает никакого влияния. Такие фильмы люди назвали «классикой». Сегодня мне посчастливилось посмотреть классический фильм, о котором плохих отзывов мне встречать не приходилось – «Небо над Берлином» Вима Вендерса (приз за режиссуру Каннского фестиваля).

Среди нас живут ангелы. Они везде. Их миссия приглядывать за людьми, пытаться помочь в трудных ситуациях. Ангелы слышат все наши мысли, даже самые сокровенные. Иногда они встречаются и делятся своими впечатления друг с другом. В этих существах много человеческого: они общаются, смеются и даже иногда влюбляются. Единственная проблема – ангелы видят мир в черно-белых тонах. Им не дано ощутить тепло горячей кружки кофе, восхититься вкусным обедом, лгать без зазрения совести, ощущать при ходьбе, как движется собственный скелет, догадываться, а не знать все наперед и многое другое. Некоторые из ангелов не готовы вечно жить без этих удовольствий. Они делают шаг и прощаются с вечной жизнью, но взамен получают все многообразие цветов, запахов и вкусов, которое только можно себе представить.

Во время своих блужданий по земле Дэмиел встречает воздушную гимнастку, в которую мгновенно влюбляется. Это убеждает его в желании стать человеком. Проснувшись, бывший ангел начинает познавать мир, в котором он всегда существовал, но который при этом так нов для него. Его цель – девушка, замеченная в цирке. Она тоже блуждающая душа бес крова и корней, ищет кого-то, но не знает кого. Герои обязательно встретятся и поймут, что состариться вместе — это и есть их судьба.

Сюжет «Неба над Берлином» очень прост. В тоже время, мне абсолютно не понятно, каким образом можно написать сценарий подобного фильма. Всю первую половину экранного времени зритель видит меняющихся людей и слышит их мысли, иногда смешные, иногда драматические, но всегда очень разные. Только во второй части фильма начинается хоть какое-то действие, которое, тем не менее, очень часто сопровождается вдумчивыми монологами героев, их размышлениями о себе и о жизни. Очень мало показано и очень много оставлено за кадром. Многие реплики хочется запомнить и впоследствии цитировать, настолько хорошо прописан текст. Обращает на себя внимание игра с черно-белой картинкой и цветом, иногда попадаются очень красивые кадры жизни Берлина 20 лет назад. Актеры иногда смешные, иногда трогательные, но всегда интересные и понятные. Часто вся игра сводится к легкой улыбке на устах. Чувствуется разница в подходе к актерскому ремеслу, сегодняшние звезды играют совершенно не так.

Резюме. Это как раз то, что принято называть «бесспорной классикой». Фильм, который одновременно напоминает «Мертвеца» Джармуша и «Город ангелов» Силберлинга (хотя все должно быть наоборот, ведь «Небо над Берлином» был снят еще в 1987 году). Очень яркое кино, в котором на экране практически ничего не происходит. Все действо сосредоточено на мыслях и рассуждениях на вечные темы. Фильм точно не для всех, и в то же время для каждого. Стоит лишь настроится на нужную волну, и понять этот фильм станет очень просто.

Фильм о том, что в жизни каждого есть море ценнейших вещей, которые нужно беречь и которыми грех не наслаждаться
Будет интересен любителям классических романтических историй с легким философским (читай — очень жизненным) оттенком

0