Нефть

Многообразны и непонятны порой вкусы, как критиков, так и зрителей. Но иногда они совпадают. Лакмусовая бумажка, которая может подтвердить или опровергнуть это утверждение – это премия «Оскар». Академия оценивает кино по каким-то лишь ей ведомым критериям и часто ее мнение абсолютно не совпадает с мнением большинства зрителей. Бывают и кардинально противоположные ситуации. Но встречаются и уникальные случаи. Например, «[[Старикам здесь не место]]» и «Нефть». Оба творения набрали по 8 номинаций на «Оскар» и сумасшедшую популярность у зрителей (разница в 3 позиции (на момент написания материала) в Top250 лучших фильмов за всю историю кинематографа). И хоть сравнивать фильмы дело неблагодарное, иногда ну очень хочется, как в этом случае – «Нефть» Пола Томаса Андерсона.

Дэниел Плевью личность абсолютно неординарная. Однажды обнаружив нефтяное месторождение Дэниел ставит перед собой задачу – стать влиятельным нефтедобытчиком и заработать на этом состояние. И вот через несколько лет после первого появления из под кирки старателя черной жижи, Плевью уже скупает дешевые земли Маленького Бостона, под которыми может скрываться океан «черного золота». Информация к нему попадает от сына фермера Пола, который не только указывает точные места выхода нефти на поверхность, но и информирует о конкурентах, которые уже обосновываются на тех неплодовитых землях. Заплатив юноше, Дэниел со своим приемным сыном отправляется в район своего будущего обогащения. Уже на первой ферме он встречает брата Пола Элая, который, зная о залежах, неумело торгуется с нефтедобытчиком в пользу своей церкви Третьего Откровения. И начинается бизнес. Вышки, пожары, смерти. Все ради денег, все на алтарь обогащения. Все это на фоне практически отсутствия каких-либо человеческих отношений и других радостей в жизни. Через года бизнес будет процветать, огромный дом будет блестеть невиданной роскошью, но в нем по-прежнему не будет места теплу и уюту, лишь грусть и смерть будут там частыми гостями…

Один из немногих фильмов, который может и сильно понравиться, и совсем нет. Причем результат просмотра напрямую зависит от целой кучи факторов. Неоднозначная такая картина. С одной стороны – тяжелая драматическая история о личности, для которой не существовало ничего, кроме стремления разбогатеть. И это скорее плюс для ценителей подобного кино. Но хронометраж почти в три часа слегка выбивает из колеи. Эта напряженная атмосфера и, практически, отсутствие действия начинают угнетать. Возможно, на это режиссер и рассчитывал, но на мой взгляд, немного перегнул планку. Фактически, «Нефть» — это театр одного актера, и тут уж действительно нужно снять шляпу перед Дэниелом Дэй-Льюисом, который исполнил свою нелегкую и неоднозначную роль на «отлично». Очень сложный характер героя, который можно обсуждать бесконечно долго. Остаются непонятными мотивы многих его действий, и в первую очередь – зачем ему было все это богатство? Неужели все это ради шикарного дома на берегу океана? Слабо верится. Чтобы окончательно не превратить фильм в монолог на экране появляется некая противоположность Дэниела – проповедник Элай (Пол Дэйно, который также изобразил брата-близнеца Элая, с которым мы встречаемся в начале фильма). Наблюдение за раскрытием его характера на протяжении фильма тоже дает определенную пищу для размышлений.

В остальном фильм тоже не подкачал. Картинка и музыка на хорошем уровне. Бледная цветовая гамма подчеркивает угрюмое настроение всего фильма, а саундтрек от гитариста Radiohead Джонни Гринвуда окончательно «добивает» неискушенного зрителя.

И все же. Не хватает чего-то этому фильму. Трудно сказать чего. После просмотра «[[Старикам здесь не место]]» я аплодировал и хотел пересмотреть некоторые моменты снова, после «Нефти» я был слегка подавлен, и желания пересматривать ленту абсолютно не возникало. Поэтому и выбор Академии мне кажется абсолютно верным – «Оскар» за лучший фильм и режиссуру «[[Старикам здесь не место]]» и статуэтка за лучшую главную роль – «Нефти». Все честно.

Резюме. Неоднозначный длинный трагический фильм о человеке и его цели (порой непонятной, но непоколебимой) на основе романа Эптона Синклера «Нефть!» (1927). Отсутствие чувств, обилие тихого напряжения. Отличная игра главного героя и ее визуально-музыкальное оформление. Не для кинотеатра. Совсем.

Фильм о цене человеческих желаний
Будет интересен любителям сложных тягучих драм
0