Окись

Есть такой тип фильмов, в котором на протяжении всего экранного времени нам показывают жизнь каких-то людей, а в финале невероятным способом сталкивают героев и преподносят нам результат подобной встречи. Неизвестно, кто первым применил подобный подход, но в последнее десятилетие появилось много фильмов такой направленности. Из тех, что мне довелось посмотреть, это добротные «Магнолия», «Столкновение», «Вавилон» и подлинный шедевр «21 грамм», из тех, что у меня в обязательном списке для просмотра — «[[Воздух, которым я дышу]]» и «[[Полет длиною в жизнь]]». Все это драмы, в которых жизни обычных людей переплетаются иногда самым замысловатым образом, порождая поразительные финалы. Тут нужно признаться, что у Вас есть ли два варианта на выбор: либо подобное кино Вам нравится, и тогда я могу уже в первом абзаце советовать для просмотра весь вышеприведенный список, или же Вы подобные истории терпеть не можете — тогда читать дальше совсем не обязательно, ведь я отношусь к первой группе и такие ленты люблю.

«- Я мать-одиночка. Мой сын в коме. И я зарабатываю, раздеваясь. Я дура, и все порчу.  — Я работаю с мертвыми. Я играю с куклами. У меня никогда не было девушки. Я нервничаю среди людей, что провоцирует астму.» Этот короткий диалог между стриптизершей Рози и гробовщиком Кверти как нельзя полно описывает их текущее состояние жизни и души. А сведет эти два одиночества сбитая катафалком собака. «Я просидел в тюрьме 25 лет. Это чертовски много, чтобы пересмотреть свою жизнь, выбор, который ты сделал и который хочешь сделать, и хочешь ли ты получить второй шанс.» говорит Джек Дохени в трубку телефона, по которому в стрип-клубе, как правило, говорят совсем другие вещи. Он болен раком, но хочет успеть сделать что-то важное в своей жизни. «Почему ты делаешь это со мной? Почему? Моим единственным грехом была любовь.» Такое признание бывшего (хотя, бывают ли такие?) священника Чарли слышат распятия в его родной церкви. Неосторожность стала причиной гибели его возлюбленной в день их свадьбы. Вместо ежедневного самоистязания на протяжении всей своей жизни Чарли выбирает более быстрый путь — самоубийство. Вот только это слишком большой грех, поэтому он упаковывает сумку всеми своими сбережениями, кладет в бардачок машины пистолет и едет искать человека, который может помочь ему отправиться к жене. Близится Рождество. И многое для этих людей изменится…

Ничего не могу с собой поделать. Цепляют меня такие фильмы и все тут. Уж слишком правдоподобно выглядят некоторые судьбы, показанные в «Окиси» и ей подобных. Бесспорно, не все что делается — делается к лучшему. Но и чудеса иногда случаются, пусть маленькие, пусть почти незаметные, но значимые и судьбоносные. К фильму можно предъявить достаточно много претензий. Одна из основных — позитивный финал, который слишком скомкан и нереален (Джек, засыпанный снегом, выглядит, как минимум, смешно). Верю, что так режиссер и задумывал, но мы уже подобное видели. Вспомним, хотя бы «Магнолию» с ее дождем из лягушек перед финальными титрами. Загадкой остается и посыл Тимоти Лин Буи, который он закладывал в само название картины. Можно долго фантазировать, но логично привязать к повествованию «Окись» как-то не получается. Хотя выходцы из Азии всегда славились метафоричностью своих произведений, так что нужно сказать Тимоти спасибо за то, что в остальном фильм доступен для понимания широкому кругу зрителей.

Плюсом для создателей подобных картин является то, что совсем не обязательно на все роли приглашать звезд первой величины. Например, «Вавилон» ничего не утратил бы, если бы на место Питта и Бланшетт пригласили менее дорогих актеров. Поэтому в «Окиси» лишь Джессика Бил все ближе подбирается к первому эшелону звезд. И надо отметить, что поверить в ее героиню сложно. Ну не бывает таких идеальных во всем стриптизерш. И все равно, Джессика однозначно является украшением картины. Вообще она очень радует меня прогрессом в двух своих последних работах (в прошлый раз была замечена в британской комедии «Легкое поведение»). Рэй Лиотта, вероятно, слишком устал от ролей злодеев, по которым мы его и знаем, собственно. Из его последних фильмов добрым словом наградить, к сожалению, совершенно нечего. Тем интереснее было наблюдать за его хорошей игрой в «Окиси». Ну и конечно же, Форест Уитакер. Так исторически сложилось, что практически ни один фильм подобной тематики не проходит без участия этого интересного актера. Он словил свою волну, ее и держится. В данном фильме, Форест также выступил продюсером. Есть еще один актер, об участии которого в фильме я узнал лишь из финальных титров. Патрика Суэйзи просто невозможно опознать в хозяине стрип-клуба, но это действительно он.

Неоднозначное впечатление оставило музыкальное сопровождение фильма. С одной стороны, режиссер явно переигрывает с музыкой. Она прямо взрывается в напряженные моменты фильма, хотя должна лишь подчеркивать происходящее. Но с другой стороны, мне такой подход понравился.

Резюме. Сложно сказать, заслужил ли фильм выхода сразу на видео. Вероятнее всего создателей смутили небольшие сборы предыдущих схожих лент. Как драма он выглядит вполне достойно, даже не смотря на размытый финал. Есть нелепости, есть заимствования, но сюжет достаточно цельный, а герои запоминающиеся. Ценителям жанра обязательно к просмотру.

Фильм о чудесах
Будет интересен любителям простых драм в стиле Алехандро Гонсалеса Иньярриту (и желающим, наконец-то увидеть Джессику Бил ню)

«- Только пообещай мне, что когда придет завтра, все будет хорошо.
— Все будет хорошо…»

0