Страна приливов

У любого любителя кино есть список фильмов, которые он в данный момент хочет посмотреть. Для меня этот список выглядит следующим образом: «[[Новые сказки братьев Гримм]]», «[[Тони Такитани]]», «[[Париж, я люблю тебя]]», «[[Апокалипсис]]» и «Страна приливов». Сегодня этот список уменьшился ровно на одну картину, в мои руки попал последний фильм Терри Гиллиама «Страна приливов».

Как правило, после вступления в своих рецензиях я кратко описываю сюжет картины, но иногда приходится делать исключения. Так случилось и в этот раз, сценарий «Страны приливов» невозможно пересказать. Фильм повествует о маленькой девочке Джелайзе-Розе, которая живет в чужом для себя мире. В своих фантазиях она представляет себя Алисой в стране чудес, в реальности же малышке приходится готовить шприцы с дозами героина для любимого папочки Ноя. В то же время мама Розы ест шоколад ящиками, без перерыва курит и принимает метадон, который в результате и убивает ее. Сдвинутый на несуществующей стране викингов отец старается сжечь труп, как это делают герои его фантазий, но вовремя останавливается. Ной увозит дочку в далекие места, где прошло его детство. Сразу по приезду папа с помощью очередного наполненного шприца отправляется в долгий «отпуск», из которого ему уже не суждено вернуться. Джелайза-Роза остается наедине со своими верными друзьями – головами кукол. Ей предстоит упасть в кроличью нору, побывать на краю света, встретить говорящую белку, странных соседей: одноглазую Делл с ее больным братом Диккенсом и акулу-монстра, которая облюбовала железнодорожные рельсы. Я думаю этого достаточно, для того чтобы понять, какая бесполезная идея пытаться передать сюжет этого фильма.

Терри Гиллиам, знакомый многим по классическим историям «Летающего цирка Монти-Пайтона», снимал «Страну приливов» практически в то же время, что и «Братьев Гримм». И это действительно поражает. Как можно одновременно снять две настолько разные картины. «Братья Гримм» оказались абсолютно недееспособной приключенческой лентой, которая была сделана исключительно для заработка денег, но провалилась в прокате, так как в нее не было вложено ни капли души создателей. «Страна приливов» — абсолютно артхаусное кино, снятое не для широкого экрана, не только было обласкано большинством критиков, но и попало в некоторые украинские кинотеатры, что вообще является нонсенсом для подобных лент.

Фактически фильм держится на трех китах: Митче Каллине, по одноименной книге которого и была снята «Страна приливов», Терри Гиллиаме, который очень хотел показать, что у него может хватить таланта на что-то значительно большее, чем «Братья Гримм» и на юной канадской актрисе Джодель Фернанд, игра которой мне показалась абсолютно безупречной. А играть подобное очень и очень непросто, ведь большую часть экранного времени зритель проводит, словно в галлюциногенном бреду, лишь иногда возвращаясь к реальности, чтоб сделать глоток и снова опуститься в безумный океан фантазий Каллина и Гиллиама.

Резюме. Очень странное и неоднозначное кино действительно талантливого режиссера. Вызывает любые чувства от отвращения до восторга, но точно не оставляет зрителя равнодушным. Кино авторское, поэтому будьте готовы к тому, что не сможете досмотреть до конца или, наоборот, будете пересматривать бесчисленное количество раз. Ненормальный притягивающий фильм.

Фильм об Алисе в современном сумасшедшем мире
Будет интересен тем, кто любит кино, идущее против течения

0