Тони Такитани

Люблю произведения Харуки Мураками. Люблю за многое, но в первую очередь за неповторимый стиль, который пока нигде больше не встречал. Такой серый, обыденный, повествовательный, но при этом живой, честный, глубокий. Я прочитал практически все его романы, но при этом, ни одного сборника рассказов. Просто не доходили руки. Но теперь дойдут, ведь я посмотрел «Тони Такитани», фильм, поставленный по рассказу Мураками «Тони Такия», и он напомнил мне, каково это перелистывать очередную страницу неторопливого повествования великого (без преувеличения) японского мастера. Честно признаюсь, до просмотра я не верил, что прозу Харуки реально перенести на большой экран, уж слишком «неформатные» и самобытные у него произведения. Основную роль в них постоянно играют одиночество, серость, потери, воспоминания, музыка. То есть те вещи, которые с помощью камеры передать предельно сложно. Но можно. Это успешно доказывает Дзюн Итикава, который первым взялся за экранизацию прозы Харуки Мураками.

Тони Такитани приходиться осознать, что такое одиночество уже в самом детстве. Его мать умерла, когда он был совсем мал, а отец посвящал всего себя джазу, но не сыну. Уже в школе Тони увлекается рисованием, но пока остальные дети рисуют розочки и вазы Такитани тщательно с геометрической точностью прорисовывает один листик. Технический рисунок и станет его будущей работой. Однажды Тони обращает внимание на симпатичную клиентку со звонким именем Эйко, на которой просто идеально, по его мнению, сидит одежда. Через некоторое время он уже делает девушке предложение, и они начинают жить вместе. Только сейчас Тони понимает, что не обязательно в этой жизни быть одиноким, и начинает бояться потерять свою жену. И лишь одна мелочь не дает ему спокойно спать — супруга постоянно покупает новую одежду, каждый день, еще и еще. Однажды он просит ее быть немного экономнее, а на следующий день на пути в очередной бутик Эйко уходит из этого мира. Обрушившееся на Такитани знакомое с детства чувство заставляет его дать объявление в газете о предложении работы девушке, пропорции которой полностью совпадут с идеальной фигурой его покойной супруги…

Все случилось именно так, как я и предполагал. Полностью передать атмосферу произведений Харуки Мураками в фильме не получилось. Но видно, что создатели старались. Особенно это касается оператора Тайши Хирокава, который не акцентируе6т внимание на лицах героев, иногда ему достаточно показать лишь ноги Эйко или бампер ее машины, чтобы передать посыл кадра. Также вне конкуренции музыкальное сопровождение фильма. Рюити Сакамото, хорошо известный на западе, идеально подбирает темп мелодии к происходящему на экране. Если прислушаться, то музыка предельно монотонная (как часто и проза Мураками), но как фон она слушается просто идеально, исчезая в финале. Ну и следует похвалить режиссера, который, к сожалению, покинул нас в прошлом году, но успел оставить после себя след не только в японском, но и в мировом кинематографе. Пусть и не яркий след, иногда так даже лучше. Некоторые его находки в данном фильме просто шикарны, например, когда текст рассказчика продолжает кто-то из героев. Или, чтобы показать схожесть отца и сына или Эйко и девушки, которая устраивается к ней на замену, Итикава заставляет одних и тех же актеров и актрис играть по две роли.

Резюме. После просмотра одолевают странные чувства. Такое ощущение, что ты только что на протяжении часа смотрел на красивую картину, нарисованную акварелью, или же на спектакль молодого театра. Фильм оставляет очень тонкое послевкусие. Почти как сами произведения Мураками. Ничего лишнего, лишь простая короткая история из жизни одинокого человека, о его надеждах, переживаниях, любви. Лента напомнила мне, что пора снова взяться за прозу японского мастера пера. Для поклонников Харуки обязателен к просмотру, остальным — лишь под настроение.

Фильм об одиночестве
Будет интересен фанатам Мураками и людям, которым близок неторопливый (иногда с философским подтекстом) восточный кинематограф

P.S. И еще один момент меня просто поразил. На протяжении всего фильма у меня в голове периодически возникала одна известная песня группы «Машина времени». Просто удивительно, как эти совершенно разные произведения внутренне похожи. Попробуйте послушать песню, а потом посмотреть фильм или наоборот. Неужели такое ощущение возникло лишь у меня?

Он был старше ее. Она была хороша,
В ее маленьком теле гостила душа,
Они ходили вдвоем, они не ссорились по мелочам.
И все вокруг говорили: чем не муж и жена?
И лишь одна ерунда его сводила с ума —
Он любил ее, она любила летать по ночам…

«Он был старше ее»
Машина времени

0