Залечь на дно в Брюгге

Не многим везет так же, как Мартину МакДонаху. Уже за свою дебютную короткометражную работу «Шестизарядник» талантливый ирландский драматург получил «Оскар». И надо сказать, вполне заслужено. В этой недолгой картине Мартин описывает людей по разным причинам сомневающихся в самой необходимости жить дальше. Волею судеб они оказываются в одном вагоне поезда, идущего в Дублин. У каждого из них есть свои переживания, горести и предел, до которого они готовы дойти в своем горе… Успех этой короткометражки открыл МакДонаху дорогу в большое кино, к бюджетам со многими нулями и звездам в главных ролях. У него было два варианта: первый, и не сильно правдоподобный — продолжить свой головокружительный успех; и второй, более жизненный — споткнуться, не осилив открывшиеся возможности. И Мартин, казалось, пошел по второму пути. Он снял криминальную драму «Залечь на дно в Брюгге», которая была номинирована на «Оскар» в категории лучший сценарий, выиграла эту номинацию по оценке Британской киноакадемии и помогла Колину Фарреллу получить «Золотой глобус». Немалые успехи, нужно сказать. И это все заслуги режиссера, который делает лишь первые шаги в мире большого кино. Чудеса, да и только. Чем же удивил МакДонах критиков и зрителей? Попробуем разобраться.

Начинающий киллер Рэй с треском проваливает свое первое задание. Вместе с заказанной жертвой погибает ни в чем неповинный мальчик. Разозленный босс Гарри отсылает Рэя вместе с его наставником Кеном в маленький бельгийский городок Брюгге, где убийцы должны наслаждаться древней архитектурой и ожидать новых указаний. Кен, посещая памятники истории, испытывает неподдельное удовольствие, ну а Рэй в то же время ужасно скучает и находит успокоение лишь в стакане хорошего пива или в общении с очаровательной бельгийкой. Вот только у последней мысли не о высоких чувствах, а лишь о банальном заработке. Она вместе со своим подельником часто обманывает туристов, лишая их честно заработанных денег. Одним словом, в жизни у Рэя в этот момент действительно черная полоса. И единственное спасение от всего этого — это пуля в голову. Но в момент, когда дуло револьвера холодит висок, а палец на спусковом крючке — откуда не возьмись, как ангел-хранитель, появляется Кен. Вот только в руках у этого «ангела» тоже оружие и искал он Рэя с одной простой целью — выполнить поручение босса: убить своего протеже. Но Кен дает своему другу шанс начать жизнь заново, он дает немного денег и садит Рэя на первый попавшийся поезд. Позже, с чувством выполненного долга, звонит своему начальнику и объясняет ситуацию. Теперь у Гарри нет другого выхода, как самому найти двух подчиненных и наказать по всей строгости своих принципов. А найти их будет не сложно: умиротворенный Кен ожидает в гостинице, не пытаясь скрываться, а Рэя, из-за очередного нелепого совпадения, полиция возвращает в Брюгге в наручниках.

Очередной фильм, в котором не последнюю роль играет атмосфера, в которой разворачивается неспешное действие. В данном случае необходимую атмосферу создают панорамы неприметного бельгийского городка Брюгге и музыка Картера Беруэлла. Почему-то с легкостью верится, что кто-то может лишить себя жизни именно в тихих парках этого европейского города. Ведь там не только тихо и умиротворенно, создается впечатление, что прямо в воздухе витает дух чистоты и раскаяния. Поэтому все действия и (отменные, надо сказать) диалоги депрессивных героев смотрятся на фоне этого очень правдоподобно. Отмечу, что сценарий абсолютно не перегружен действием или неожиданными поворотами сюжета. Напротив, он достаточно прямолинеен и прост, на первый взгляд. Вот только странное ощущение после просмотра так и просит пересмотреть ленту еще раз. Хотя бы потому, что она необычна, а это многого стоит в наше время глобального кризиса сценарных идей. Подрезюмирую, все награды и номинации за лучший сценарий, на мой взгляд, абсолютно заслужены.

Теперь об актерах. Не соглашусь, что Фаррелл в чем-то переиграл Брендана Глисона. Вся изюминка фильма как раз в том, что эти два актера идеально дополнили друг друга. Не смотря на то, что (как оказалось) я смотрел более десятка фильмов с участием Глисона, мне далеко не сразу удалось вспомнить данного актера. Вот такой вот неприметный, но бесспорно талантливый человек. Главный антигерой Гарри, в исполнении Рэйфа Файнса, раскрыться за фильм, конечно же, не успел, но выглядел очень достойно. Любители кино сразу узнают знакомое лицо из «Списка Шиндлера», «Английского пациента», «Преданного садовника» и многих других известных фильмов.

Резюме. Неожиданно трогательная криминальная драма с отличной актерской игрой и режиссурой. Хотите, думайте и делайте какие-то выводы (благо, фильм к этому располагает), хотите, просто наслаждайтесь грустными видами Брюгге и сочувствуйте людям, которые там живут всю свою жизнь. Вариантов неплохо провести время перед экраном телевизора хватает. Этим фильмом Мартин МакДонах заработал авторитет необычного и успешного сценариста и режиссера, который может умело балансировать на грани между артхаусом и популярным кино. И даже, несмотря на то, что фильм не собрал оглушительную кассу, а всего лишь вдвое окупился в прокате, он, бесспорно, найдет себе место на полках ценителей тонких и многогранных фильмов.

Фильм о цене человеческих принципов
Будет интересен любителям неторопливого умного кино

0